Эхо первичной вибрации…

Дата: 30 Ноябрь 2015 Рубрика: Магическая сила звука Комментарии: Нет комментариев

контрастЭхо этого первого момента раздается до сих пор. Не случайно, что такие астрономы и физики, как Доминик Пруст и Басараб Николеску, вместо того, чтобы определять эту первичную вибрацию термином «Большой Взрыв», используют понятие «Великий Звук». Возможно, это не только музыка сфер; возможно, музыкальные законы служат проявлению Бытия Непроявленного.

В этом смысле музыку можно рассматривать, как гармоническое движение энергии, а музыкальные законы – помимо их обычного использования на нашей планете – как несущие волны творения.
В музыке, благодаря тому, что Гурджиев называл «законом октав» — посредством которого соотносится и сонастраивается «то, что наверху» и «то, что внизу» — гармонические ряды служат источником мелодии, гармонии и ритма.В своем учении Гурджиев придавал весьма существенное значение использованию
музыки. Для него музыка и музыкальные законы – совершенный символ
структуры и функционирования всего творения и внутренней жизни человека.
Музыка, созданная Гурджиевым в сотрудничестве со своим учеником, русским
композитором Томасом де Гартманном, великолепно олицетворяет учение
Гурджиева в связи с тем, что он называл «законами вибраций».

У музыки Гурджиева/де Гартманна есть очень специфическое качество, ощущаемое
в зависимости от состояния, в котором ее слушать. Несомненно, это музыка
определенного времени и места. Но если слушать очень внимательно, то за
пределами неизбежной и естественной связи музыки с культурными условиями
можно обнаружить гармонические вибрации, относящиеся к другому времени,
к другому месту – к священному слушанию, к внутренней работе.

В конце своей долгой и необычной жизни Кришнамурти говорил: «Я  чувствую,
что пою в основном для глухих». Единственный позитивный способ
проинтерпретировать это направленное нам замечание – научиться слушать.
По моему мнению, работа над слушанием – главная возможность, которую
дает нам музыка.

Мне работа над слушанием видится абсолютным ключом к пробуждению,
столь необходимому для нас самих и для нашей планеты. Настройка, или
работа по гармонизации, зависит прежде всего от преображенного слушания.
Гармоники соответствуют тому, что Гурджиев называл «внутренними октавами»,
относясь как к музыкальному звуку, так и к космическому резонансу.

Они являются генетическим материалом всех музыкальных звуков, и их
бесконечные комбинации в областях гаммы, мелодии, гармонии и ритма
лежат в основе всей музыки. Ряды потенциально бесконечны. Но в любом
музыкальном звуке присутствует лишь определенное число гармоник, в
зависимости от качества и громкости звука и характеристик
колеблющегося тела, производящего этот звук.

Очень часто мы не слышим гармоники там, где они есть, из-за нашего
привычного, обусловленного слушания. Эффект такого обусловленного
слушания – в различной чувствительности, как отдельных людей, так
и даже целых цивилизаций, к гармоникам и к гармонии. Возможно,
диапазон и значимость гармонии в той или иной сфере деятельности прямо
связаны с качеством слушания, или настройки.

В любом случае музыка (или жизнь) может помочь измерить присутствие
в нас гармонического слушания, чувствительного к различным уровням
гармонии.Гармония приходит свыше. Две любые ноты, находящиеся в
гармонии, имеют общую высшую гармонику.

Фактически, все ноты, гармонично спетые или сыгранные, можно буквально
рассматривать, как нисходящие проекции общей высшей гармоники «1» —
общей для всех этих нот. Благодаря осознанию этой высшей гармоники «1»,
высшему гармоническому источнику, общему для всех нот, можно утоньшить
гармонию различных нот или колебаний.

Ниже самих нот также можно отыскать очень глубокую гармонию – общее
субгармоническое основание. Воплощая гармоники в жизнь посредством
гармонического пения,  голос действует как звуковая призма и линза,
«преломляя» и фокусируя гармонические ноты, в других случаях незаметные
в общем тембре.

Выбранная отправная нота, или «до», называется также «первой гармоникой»,
«основной» (нотой), или «1». Она служит эталоном для настройки высших
гармоник и низших субгармоник. Все эти гармоники можно выразить,
как дроби или музыкальные интервалы относительно 1, например, 2/1, 3/1, 4/1,
или как целое число, умноженное на частоту первой гармоники.

Например, гармоники ноты «до» первой октавы, соответствующей колебаниям
с частотой 264 Гц, нумеруются и называются целыми числами, начиная с 1
(собственно ноты «до»), 2, 3, 4 и так далее…

Первая гармоника в данном примере – нота «до» с частотой колебаний 264 Гц;
частота второй гармоники, или «2», в два раза больше – 528 Гц, и она на октаву
выше, то есть является нотой «до» второй октавы; третья гармоника, или «3» —
нота «соль» с частотой 792 Гц, и т.д.

Во многих инструментах, например гонгах или колоколах, масса или упругость
колеблющегося тела делают гармоники повышенными или пониженными
относительно чистых пропорций рядов. «Гармоничность» — баланс трех
факторов колеблющихся тел: издающей звук длины или массы тела,
упругости и диаметра.

Если упругость, скажем, рояльных струн, слишком велика, то гармоники
будут расстроенными; понижение общей настройки даже на полтона
разительно улучшит строй. Загадочно, но на вертикальной оси между «1» и «2»
нет гармоник, измеряющих точный интервал октавы.

«1» и «2» подобны «тому, что внизу» и «тому, что вверху». У древних египтян
было изречение: «Все Творение находится между 1 и 2». Это высказывание
можно изучить с помощью музыкальной практики. Все гармоники, даже
очень высокие, могу быть по нисходящей транспонированы ухом и/или
номером к этому основному «первичному» пространству октавы и выражены
основными нотами, благодаря тому, что Гурджиев называл «законом октав».

При настройке на заданную ноту «1» у каждого колебания есть свое место.
Это создает богатейший язык музыкального выражения в терминах ладов,
тональностей, гамм, мелодий, гармоний и ритмов. Этот закон – главный ключ к
пониманию многообразия музыкальных выражений нашего мира.

Для музыкальных сравнений этот закон – то же, что для химиков периодическая
таблица элементов, или для художников – чистый цветовой спектр. Можно
задуматься о бесконечном разнообразии гармоник, принадлежащих к семи
основным видам интервалов: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» и «си».

По мнению Герберта Уона, эзотерическое происхождение этих интервалов
можно рассматривать как соответствие нисходящей и восходящей космической
октаве, начинающейся и заканчивающейся на «до», от Dominus – Бог, Абсолют.
«Ре» — Regina Coeli, Царица Небесная – Луна. «Ми» — Microcosmos, Земля и
человеческие монады. «Фа» — Fatus, судьба, планеты. «Соль» — Sol, Солнце.
«Ля» — Lactea, Млечный Путь. «Си» — Sidera, все звездные миры. И снова «до».

В некоторых традициях, например в рагах Северной Индии, узор мелодического
движения между 1 и 2 рассматривается, как коды или схемы энергий,
движущихся по различным уровням и состояниям человеческого существа.
Но это можно ощутить только тогда, когда все ключевые аспекты – как мы
слушаем, как мы воспринимаем звук телом и различными резонирующими
центрами –  взаимодействуют гармонично.

Возможность настройки гармоник на 1, на любую другую ноту, или одной
гармоники к другой означает, что диапазон возможных интервалов и гармоний
бесконечен, как и сами гармоники, заключая в себе любое целочисленное
соотношение.

Таким образом, гармоники – источник множества интервалов, о которых
мы не знаем, которые мы не используем или забыли, но которые представляют
значительный музыкальный интерес.

В Монголии можно услышать «другую» историю о гармониках, отличающуюся
от научной: гармоники «поет» священный водопад в горах Западной Монголии.
Приходя в это священное место, люди учатся петь гармоники у самой Природы.

Река ниже водопада называется Буян Гуль – Оленья река, потому что целые стада
оленей, привлеченных чарующими звуками, приходят искупаться в водах этой
реки. Певцы хууми, монгольского вида горлового пения, считаются находящимися
в контакте со «сверхъестественными силами».

Как в Монголии, так и в Туве, русской республике, расположенной у истоков
Енисея, горловое пение и шаманизм были исторически связаны. Мы, как
современные цивилизованные люди, редко внутренне и внешне
соприкасающиеся с Природой, можем понять эту связь просто как
соприкосновение с естественными силами – силами Природы.

В этом понимании гармоники слышатся и чувствуются за пределами слов,
они подобны чистому горному источнику, где, по словам монголов, они
впервые появились. Они являются прямым выражением естественного
закона – потоком чистой, объединяющей вибрации.

Гармонический звук содержит в себе семя всей музыки, подобно тому, как
чистый горный ручей напитывает водой все долины.Здесь будет уместно
вспомнить выдающееся произведение Гурджиева – «Рассказы Баалзебуба
своему внуку», в связи с описываемым там местом, неподалеку от «Гоба»,
известного как пустыня Гоби в Монголии, где возникновение особых звуков
в атмосфере побудило к строительству астрономической обсерватории.

Есть две истории о происхождении тибетской разновидности пения очень
низких нот с гармониками, называемого также субгармоническим пением.
Тибетские (и монгольские) буддисты адаптировали более древнее шаманское
пение хууми. Пение хууми бессловно, поется соло в баритонном или теноровом
регистре с мелодическими гармониками, тогда как в буддийском
литургическом пении хор монахов нараспев исполняет священные тексты с
очень низкими субгармоническими сдвигами, в основном в унисон, обычно
выделяя одну специфическую гармонику («соль» или «ми»).

Тувинская форма светского гармонического пения, каргыраа, представляет
собой разновидность субгармонического хууми. Другая история заключается
в том, что основатель традиции Гелугпа, Дзонгкапа, был обучен этому особому
пению дакини (ангелом) во время медитации.

Ранее в двух главных монастырях традиции Гелугпа, Гюйто и Гюйме, где
практиковалось субгармоническое пение, монахи принимались в хор
только после предварительной двадцатилетней подготовки. После захвата
Тибета Китаем в 1959 году время обучения пришлось уменьшить.

Во многих культурах музыка была средством выражения ощущения гармонии
Вселенной, осознания гармонического порядка, ордера, который каждый из
нас стремится воплотить внутри себя, несмотря на – или благодаря! – всем
потрясениям и повседневным противоречиям. Может ли изменение
слушания изменить способность человека к внутреннему поиску?

Может ли такое изменение открыть для него традиции? В наше время
традиционная идея музыки как подлинного связующего звена с сакральным
практически забыта. Мера музыки – в том, как она преобразует состояние
нашего слушания, фокусирует его и делает реальной идею гармонии.

Замечательны указания Гурджиева об уровне восприятия истины, достигаемого
благодаря правильному изучению музыки. Этот принцип он воплотил даже
в названии своего центра во Франции, «Института Гармонического Развития
Человека». В его трудах содержится масса указаний, относящихся к науке
вибраций, гармонии и даже звуку, но, как и в случае со всеми другими
аспектами его учения, нет «руководства» по их применению.

Он знал, что прямой контакт с учением – единственный способ по-настоящему
«услышать» его полный резонанс. В его высказываниях сокрыты символические
значения, понять которые можно только на личном опыте.

В «Рассказах Баалзебуба своему внуку» Гурджиев подробно обсуждает
возможные способы исследования фундаментальных законов Вселенной
и законов, связанных с человеческими существами. Он подчеркивает,
как сильно в этом могут помочь определенные виды музыки,
науки о «законах вибраций».

И он широко использует музыкальные метафоры для объяснения действия
этих космических законов на каждом уровне. Особое ударение ставится на
реальной цели исследования: достижения другого уровня бытия.

Гурджиев говорит о пользе определенного вида пения, которое порождает
состояние «эхо» и «централизует» человеческое существо. Он описывает
священный космический закон Вселенной, данный звуками «АИЕИОИУОА»:

«Этот космический закон состоит в том, что внутри каждого возникновения,
большого и маленького, когда оно находится в прямом контакте с эманациями
или самого Солнца Абсолют, или какого-нибудь другого солнца,
происходит так называемое «Угрызение Совести», то есть процесс, когда
каждая часть, возникшая из результатов любого Святого Источника
Священного Триамазикамно [закон трех], так сказать, «восстает» и «осуждает»
прежние неподобающие восприятия и проявления в то время другой
части своего целого — части, полученной из результатов другого Святого
Источника того же основного священного Космического Закона Триамазикамно».

Подобное угрызение совести из-за привычного способа бытия – основное
побуждение к тому, чтобы изменить себя, и является результатом особого
рода чувствительности слушания, называемого «Виброэхонитанко».

Искусство пения при правильной его передаче особенно подходит для
развития внутреннего слушания, внутреннего внимания, для возникновения
«состояния присутствия».

Пока человек не научится слушать, для него нет надежды услышать учение.
Как много просветленных существ, как много священных текстов! Но пока
он не будет слышать то, что говорится ему, пока он не сможет слышать то,
что происходит внутри него – все будет соответствовать, как говорил Гурджиев,
русской поговорке: «слышит звон, да не знает, где он».

Часто наше слушание настолько обусловлено, настолько исполнено мыслей
и напряженных состояний, что, по сути, мы глухи. Мы не слышим вибраций,
исходящих из тончайших уровней нашего существа, взывающих к нам изнутри.

Но нам нужны эти гармоники основных нот нашей жизни; они придают другой
смысл глубинным настройкам (и расстройкам), приходящим и уходящим, день
за днем, к нам и другим людям… раскрывая смысл нашего прихода на эту
бренную землю и грядущего ухода с нее…

 

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Оставить свой комментарий

Хит недели!

Приглашаю Вас во вторник, 28 ноября в 20-00 мск на удивительную встречу в прямом эфире: сеанс реального энергетического исцеления "Пусть рухнут все преграды". Встреча состоится в 20-00 по мск.
Вход свободный для Вас и для Ваших друзей,
с которыми Вы поделитесь приглашением.

ССЫЛКА ДЛЯ ВХОДА

Анонсы
Свежие записи
  • Реальная медицина.
  • Дирижерские приколы
  • Первоклассный юмор от дирижеров
  • Ну и юмор у дирижеров!
  • Юмор дирижеров
Будьте всегда в курсе!
Загляните на наши паралельные ресурсы с необыкновенно занимательным содержанием и, возможно, с магическими сюрпризами!
Таро и Исцеление.
http://doctortaro.com
О голосе и диалоге с миром.
http://domnotki.org
Свежие комментарии
    Наверх