В чём секрет завораживающей власти музыки?

Дата: 1 Декабрь 2015 Рубрика: Магическая сила звука Комментарии: Нет комментариев

dle68f5dЭтот вопрос волновал умы многие столетия. Однако, в последние годы начали появляться некоторые данные о том, где и каким образом происходит переработка музыкальной информации. Изучение пациентов с черепно-мозговыми травмами и исследование здоровых людей современными методами нейровизуализации привели ученых к неожиданному выводу: в головном мозге человека нет специализированного центра музыки. В ее переработке участвуют многочисленные области, рассредоточенные по всему мозгу, в том числе и те, что обычно задействованы в других формах познавательной деятельности.

Размеры активных зон варьируют в зависимости от индивидуального опыта
и музыкальной подготовки человекав головном мозге человека нет
специализированного центра кратковременного обучения. Так, например,
еще 10 лет назад ученые считали, что каждая клетка слуховой коры раз и
навсегда настроена на определенные характеристики звука.

Однако оказалось, что настройка клеток может меняться: некоторые
нейроны становятся сверхчувствительными к звукам, привлекающим
внимание животных и хранящимся у них в памяти.

В 1990-х гг. Йон Бейкин (Jon S. Bakin), Жан-Марк Идлайн (Jean-Marc Edeline)
и я провели опыт, в котором попытались выяснить, изменяется ли у животного
базовая организация слуховой коры, когда оно начинает понимать, что
какой-то определенный тон для него важен.

Вначале мы предлагали морским свинкам множество разнообразных тонов
и регистрировали ответы нейронов, чтобы определить, какие из них вызывают
максимальные реакции клеток. Затем мы обучали животных воспринимать
определенный тон как сигнал, предшествующий болевому раздражению
лап слабым электрическим током.

Условный рефлекс вырабатывался у морских свинок через несколько минут.
После этого мы снова определяли силу нейронных ответов непосредственно
после обучения и некоторое время (до двух месяцев) спустя. Было обнаружено,
что настройка нейронов изменилась, сместившись в область частот
сигнального тона.

Таким образом, мы выяснили, что обучение вызывает перенастройку мозга,
в результате которой увеличивается число нейронов, отвечающих максимальными
реакциями на поведенчески значимые звуки. Процесс охватывает всю слуховую
кору, переиначивая частотную карту так, чтобы переработкой информации
о значимых звуках занимались более обширные ее участки. Для того чтобы
определить, какие звуковые частоты представляют для животного особую
важность, достаточно изучить частотную организацию его слуховой коры.

В 1988 г. Рей Долан (Ray Dolan) из Лондонского университетского колледжа
провел аналогичное исследование с людьми: их обучали придавать особую
значимость одному из предъявляемых тонов. Было установлено, что это
вызывает у испытуемых точно такой же сдвиг частотной настройки нейронов,
что и у животных.

Долгосрочные эффекты обучения за счет нейронной перенастройки помогают,
к примеру, объяснить, почему мы так быстро распознаем знакомую мелодию
в шумной комнате и почему люди, страдающие потерей памяти вследствие
болезни Альцгеймера и других нейродегенеративных заболеваний, способны
вспоминать музыку, которую они запомнили в далеком прошлом.

Подобно тому, как кратковременное обучение увеличивает число нейронов,
реагирующих на звук, длительное обучение усиливает реакции нервных клеток
и даже вызывает физические изменения в мозге. Реакции головного мозга
профессиональных музыкантов существенно отличаются от реакций
немузыкантов, а некоторые области их мозга развиты чрезмерно.

В 1998 г. Христо Пантев (Christo Pantev) из Мюнстерского университета
в Германии показал, что, когда музыканты слушают фортепианную игру,
площадь слуховых зон, реагирующих на музыку, у них на 25% больше,
чем у немузыкантов.

Исследования детей также подтверждают предположение, что ранний
музыкальный опыт облегчает «музыкальное» развитие мозга. В 2004 г. Антуан
Шахин (Antoine Shahin), Ларри Робертс (Larry E. Roberts) и Лорел Трейнор
(Laurel J. Trainor) из Университета Макмастера в Онтарио регистрировали
реакции головного мозга 4-5-летних детей на звуки фортепиано, скрипки
и чистые тоны. У ребят, в чьих домах постоянно звучала музыка, выявлена
более высокая активность слуховых областей мозга, чем у тех, которые
были на три года старше, но музыку слушали мало.

Как сообщил в 2002 г. Питер Шнейдер (Peter Schneider) из Гейдельбергского
университета в Германии, объем слуховой коры у музыкантов на 30% больше,
чем у людей, не имеющих отношения к музыке. Кроме того, у них бoльшая
площадь мозга вовлечена в управление движениями пальцев, необходимыми
для игры на различных инструментах.

В 1995 г. Томас Элберт (Thomas Elbert) из Констанцского университета (Германия)
сообщил, что площадь мозговых зон, получающих сенсорные ходы от указательного,
среднего, безымянного пальцев и мизинца левой руки у скрипачей, была
значительно больше, чем у немузыкантов (именно эти пальцы и совершают
быстрые и сложные движения во время игры на инструменте).

С другой стороны, ученые не выявили никакого увеличения площади корковых
зон, получающих входы от правой руки, в которой музыкант держит смычок
и пальцы которой не совершают особых движений. И, наконец, в 2001 г. было
выявлено, что головной мозг трубачей генерирует ответы повышенной
амплитуды только на звуки трубы, но не скрипки или фортепиано.

Ода радости или печали?

Исследователи изучают не только переработку мозгом «акустической»
составляющей музыки, но и процессы, благодаря которым она эмоционально
воздействует на людей. В одной из таких работ было показано, что
физические реакции на музыку (в виде мурашек, слез, смеха и т.д.) возникают
у 80% взрослых людей.

Согласно данным опроса, проведенного в 1995 г. Яаком Пэнксеппом (Jaak Panksepp)
из Университета в г. Боулинг-Грин, 70% из нескольких сотен опрошенныхсказали,
что они наслаждаются музыкой, «потому что она порождает эмоции и чувства».

До недавнего времени механизмы таких реакций оставались для ученых загадкой.
Однако исследование больной, страдающей двусторонним повреждением
височных долей, затронувшим и области слуховой коры, подсказало ответ на
мучивший нас вопрос. У пациентки сохранился нормальный интеллект и
общая память, не возникает никаких трудностей с языком и речью.

Но музыку (будь то старые и прежде хорошо известные ей произведения или
же новые, только что прослушанные) она не узнает. Девушка не способна
различить и две мелодии, какими бы разными они ни были. И тем не менее
у нее наблюдаются нормальные эмоциональные реакции на музыку разных
жанров, а ее способность отождествлять эмоции с настроением музыкального
произведения абсолютно адекватна.

Мы предположили, что височные доли мозга необходимы для понимания
мелодии, но не для возникновения соответствующей эмоциональной реакции,
в развитии которой участвуют как подкорковые структуры, так и лобные
доли коры.

В 2001 г. Анна Блад (Anne Blood) из Университета Макгилла попыталась
выявить области мозга, участвующие в развитии эмоциональных реакций
на музыку. В исследовании использовались слабые эмоциональные раздражители,
связанные с реакциями людей на консонансы и диссонансы.

К созвучиям-консонансам относятся такие музыкальные интервалы или аккорды,
для которых характерно простое соотношение частот составляющих их звуков.
В качестве примера можно привести до первой октавы (частотой примерно 260 Гц)
и соль той же октавы (частотой около 390 Гц). Соотношение тонов составляет 2:3,
что при одновременном их воспроизведении порождает приятное для слуха созвучие.

Напротив, до первой октавы и соседний до-диез (частотой 277 Гц) дают сложное
соотношение частот, составляющее 8:9, и при одновременном звучании
воспринимаются как неприятный аккорд.

Как реагирует на благозвучные и неблагозвучные сочетания тонов головной мозг?
Его изображения, полученные с помощью позитронно-эмиссионной томографии
во время прослушивания испытуемыми созвучий-консонансов и диссонансов,
показали, что в развитии эмоциональных реакций участвуют различные области.

Аккорды-консонансы активизировали орбитофронтальную область коры
(часть мозговой системы вознаграждения) правого полушария, а также часть
области, расположенной под мозолистым телом. Аккорды-диссонансы вызывали
активизацию правой парагиппокампальной извилины.

Таким образом, в развитии эмоциональных переживаний, связанных с
восприятием музыки, принимают участие две различные системы мозговых
структур. Ученые раскрыли еще одну тайну, связанную с восприятием музыки.

Когда они сканировали головной мозг музыкантов, блаженствовавших во
время прослушивания мелодий, они обнаружили, что звуки вызывали
активизацию ряда тех же самых мозговых систем вознаграждения, которые
активизируются и под влиянием вкусной еды, занятий сексом и приема наркотиков.

Полученные данные указывают на то, что восприятие музыки имеет
биологическую природу и опосредовано специфической функциональной
организацией головного мозга. Ученым совершенно ясно, что различные
аспекты переработки музыкальной информации связаны с деятельностью
многочисленных мозговых структур, одни из которых обеспечивают
восприятие музыки (например, понимание мелодии), а другие опосредуют
развитие эмоциональных реакций.

 

 

 

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Оставить свой комментарий

Хит недели!

Приглашаю Вас во вторник, 28 ноября в 20-00 мск на удивительную встречу в прямом эфире: сеанс реального энергетического исцеления "Пусть рухнут все преграды". Встреча состоится в 20-00 по мск.
Вход свободный для Вас и для Ваших друзей,
с которыми Вы поделитесь приглашением.

ССЫЛКА ДЛЯ ВХОДА

Анонсы
Свежие записи
  • Реальная медицина.
  • Дирижерские приколы
  • Первоклассный юмор от дирижеров
  • Ну и юмор у дирижеров!
  • Юмор дирижеров
Будьте всегда в курсе!
Загляните на наши паралельные ресурсы с необыкновенно занимательным содержанием и, возможно, с магическими сюрпризами!
Таро и Исцеление.
http://doctortaro.com
О голосе и диалоге с миром.
http://domnotki.org
Свежие комментарии
    Наверх